Объект: памятник
Год постройки: 1967
Расположение: на Липках, в Мариинском парке
Современное использование: памятник сохранился

Памятник участникам Январского вооруженного восстания 1918 года - монумент, установленный над братской могилой участников Январского вооруженного восстания 1918 г. Памятник был открыт 21 декабря 1967 года в Мариинском парке. Авторы - скульпторы В. Винайкин, В. Климов, архитектор В. Гнездилов. Размеры: цоколь - 0,4 м, постамент высотой 2,5 м, скульптура высотой 4 м. Бронзовая фигура рабочего с флагом в поднятой правой руке, обращенная к улице М. Грушевского, установлена на четырехгранном постаменте из черного лабрадорита. На блоке, выступающего из массива постамента, расположена посвятительная надпись: "Вечная слава участникам Январского вооруженного восстания 1918 года в Киеве, которые погибли в борьбе за власть Советов". На левом торце вмонтирована бронзовая плита с барельефом с памятника 1927 года.

Описание памятника в энциклопедическом справочнике "Киев" 1981 года выпуска:

Памятник стилистически соответствует реалистическому направлению с идеологически-пропагандистской заангажированностью образной структуры, распространенном в искусстве 1920-30-х гг., обусловленном принципами объективно-документальной фиксации реальных событий. Образ рабочего со знаменем, как типичное явление новой эпохи, вошел в образно-композиционные основы соцреалистического искусства с начала его становления как элемент агитационно-массового искусства пролетарской культуры. С тех пор этот образ стал символом идеи революции, которая, по марксистско-ленинской доктрине, не прекращается, а продолжается в непререкаемом проявлении пролетарской диктатуры.

Этот образ широко разрабатывался в монументальном и станковом искусстве до средины 1980-х гг. Таким образом, памятник принадлежит к традиционной в советское время монументально-пластической концепции. Он сохраняет ренессансную схему "скульптура-постамент", однако вместо кульминации движения аккумулирует эмоционально сдержанную энергию образа в статической, в определенной степени театрально-репрезентативной фронтальной композиции плакатного характера с одной лишь максимально полной точкой восприятия - анфас. Обобщенность пластического моделирования с сохранением анатомической заостренности форм акцентируется документально конкретной цитатность элементов композиционно-пространственной и идейно-образной структуры памятника, в частности, графикой складок флага, портретным психологизмом дидактико-декларативного плана, повествовательной характерностью жестов, позы персонажа. Художественная ценность памятника обусловлена его историко-художественным качествам в контексте общей эволюции украинского искусства советской эпохи.