После освобождения Киев от гитлеровских захватчиков началось восстановление водопровода и электросетей, расчистка улиц от завалов, сносились разрушенные здания. К концу 1945 г. на центральных улицах восстановили и капитально отремонтировали около 30 тыс. м2 жилой площади.

В 1947 г. исполком Киевского горсовета принял постановление об индивидуальном малоэтажном жилищном строительстве. В этом же году началось возведение поселков в Дарнице — для рабочих лесохимзавода, в Октябрьском районе — для рабочих заводов им. Горького и «Большевик». На хуторе Нивки в Радянском районе строились индивидуальные дома для инвалидов Отечественной войны и офицеров-отставников Советской Армии.

В Московском районе на Багриновой горе в 1949 г. был основан поселок Октябрьский из пятидесяти 2-этажных домов (архитектор Н. В. Холостенко), поселок «Монтажник» (архитектор С. Г. Андриевский) с 1- и 2-этажной застройкой в Зализнычном районе.

Одновременно с восстановительными работами пересматривался довоенный генеральный план реконструкции Киева. В 1944 г. по решению правительства УССР был объявлен Всесоюзный конкурс на составление проекта планировки и застройки Крещатика. На конкурс поступило 22 проектных предложения от архитекторов Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы и других городов Советского Союза.

Изучение конкурсных материалов позволило авторской группе (архитекторы А. В. Власов, A. В. Добровольский, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский, B. А. Созанский и П. Ф. Петрушенко) найти наиболее оптимальные решения архитектурно-планировочной композиции. Использовались прогрессивные градостроительные принципы размещения зданий с отступами, курдонерами и чередованием озелененных разрывов.

В силу исторически сложившихся условий главная магистраль Киева — Крещатик — является осью, вокруг которой группируется основной городской ансамбль. Он связывает нагорные районы с районами, расположенными в нижней части города у Днепра, а также центральные районы с зоной приднепровских парков.

В тех местах, где склоны холмов несколько отступают от направления улицы, образовались три площади, включенные в ансамбль архитектурного комплекса Крещатика. От площади Ленинского комсомола, откуда магистрали идут на Подол и Печерск, начинается парковая зона, открываются перспективы на Днепр и заднепровские дали. К Крещатику примыкает пл. Октябрьской революции (ныне Майдан Незалежности) с живописными террасами слева и улицами, радиально сходящимися от Старого города. С Крещатиком сливается Бессарабская пл. — крупный транспортный узел центра, куда сходятся важнейшие магистрали. В Крещатик на всем его протяжении вливается 10 улиц.

Старый, довоенный Крещатик представлял собой улицу-коридор с периметральной застройкой. Ширина его была неравномерной и колебалась от 34 до 44 м. В процессе реконструкции поперечный профиль главной артерии Киева расширился до 75 м за счет наиболее пострадавшей восточной стороны, а в некоторых местах до 100 м: тротуары — до 14 м, проезжая часть — 24 м. Остальная площадь отведена под зеленые насаждения. Крещатик превратился в просторную, парадную магистраль города. Трассирование улицы, сложившееся в условиях сложного рельефа, осталось неизменным.
В архитектурном решении послевоенного Крещатика использованы живописные холмы, обрамляющие улицу, и разность их высот от 19 до 38 м, что позволило создать пространственно развитую композицию. Их склоны раскрыты в разрывах между домами, так что большой многоплановый архитектурный ансамбль улицы органически слился с ландшафтом местности. Например, красивая перспектива открывается теперь с Майдана Незалежности на холм высотой до 50 м с утопающим в зелени зданием Международного центра культуры и искусств (бывшего Октябрьского Дворца культуры).

Первые после войны жилые дома на Крещатике, 13 и 17 возвели в 1950—1951 гг. (архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак). Разрыв между зданиями оформлен огромной аркой, соединяющей оба корпуса пассажа. По сторонам арки установлены скульптурные группы, в ее нижнюю плоскость вкомпонована цветная майолика с орнаментом. Однако размещенный на выпуклой кривой курдонер нарушает линию застройки улицы. Новые здания, расположенные под разными углами относительно Крещатика, не увязаны с торцами восстановленных зданий пассажа. Башня со шпилем, венчающая угловую 8-этажную часть дома на пересечении Крещатика и ул. Карла Маркса (ныне ул. Городецкого), не вписывается в ансамбль застройки Майдана Незалежности. Фасады зданий перенасыщены декоративными керамическими деталями; первый этаж, облицованный гранитом, выглядит крайне тяжелым для жилого дома.

В последующем эти недостатки были учтены при строительстве других зданий. Облицовка этих сооружений, карнизы, обрамление окон и входов, капители и другие элементы выполнялись уже гладкой одноцветной керамикой.

В 7-этажном жилом доме, замыкающем ул. Энгельса (ныне ул. Лютеранскую) и выходящем на Крещатик, 19—21, построенном в 1953— 1954 гг. (архитекторы В. А. Созапский, А. В. Добровольский), керамические детали, которые выделены цветом золотистой охры, обогатили архитектуру сооружения и открыли новые возможности применения керамики в строительстве. Здание имеет огромную арку высотой в 4 этажа, оформляющую вход на ул. Лютеранскую. Нижняя ее часть облицована гранитом. Архитектурную выразительность арки снижают расположенные над ней две небольшие арочки, затемняющие жилые комнаты. Большие неудобства создает жильцам карниз, низко нависающий над окнами верхнего этажа левого крыла здания. Значительно снижают архитектурную выразительность дома лоджии; из-за небольшой глубины они не стали главными акцентами сооружения.
Более удачным получился комплекс из трех жилых домов, построенный в 1953—1954 гг. (архитекторы А. В. Добровольский, А. И. Малиновский, П. Ф. Петрушенко, инженер И. А. Скачков), который замыкает перспективу ул. Б.Хмельницкого. Фланкирующие объемы — это два одинаковых 10-этажных дома, Крещатик, 17 и 23, возведенные в 1952—1953 г. (архитекторы А. В. Власов, А. И. Малиновский).

В решении фасада центрального 14-этажного здания этого комплекса основными являются вертикальные членения, подчеркнутые башней. В боковых зданиях явно выражены горизонтальные пояса, особенно в магазинах, выдвинутых вперед по отношению к фасадной плоскости. Глубокий курдонер, решенный системой террас с широкими гранитными подпорными стенками, живописно оформляет склон, объединяя все три здания. Постановкой центрального сооружения на более высокой отметке создана привлекательная пространственно развитая композиция архитектурного ансамбля с ниспадающими высотами от центра в стороны. Поскольку разница уровней тротуара Крещатика и холма составляет 16 м, этот дом хорошо просматривается с многих точек города.

При проектировании ансамбля основное внимание уделялось эффектному замыканию перспективы бывшей ул. Ленина (ул. Б.Хмельницкого) и архитектурному оформлению фасадов. Но при этом пострадала планировка квартир: неудобные комнаты со скошенными углами, неудачные эркеры, лоджии в кухнях, плохо разработаны интерьеры общих коридоров, лестниц.

В ансамбль левой стороны Крещатика входит здание консерватории (1955—1958 гг.), построенное с использованием коробки разрушенной гостиницы «Континенталь» (архитекторы Л. Б. Каток, Я. Л. Красный). Это здание имеет два основных объема (учебный и театральный), чем и объясняется создание двух главных фасадов.
Основная часть здания консерватории — помещение оперной студии со сценой и залом на 750 мест. В 1971 г. тут установили концертный орган — один из крупнейших в те времена в Советском Союзе. Студия обращена главным фасадом на Крещатик и располагает самостоятельными входами. Крытая галерея шириной в 3,5 м, подчеркнутая мощной аркой первого этажа, охватывает архитектурный объем с трех сторон. Коринфские колонны высотой в два этажа обрамляют внутреннее, квадратное в плане, фойе, перекрытое сверху куполом.

Учебная часть расположена со стороны ул. Городецкого и имеет самостоятельный вход. Фасад отличается правильно найденными пропорциями архитектурных форм. Невысокие колонны масштабны по отношению к карнизу. Венчающая часть вместе с карнизом воспринимается как единое целое.

Здание консерватории, удачно решенное как отдельный объем, по градостроительным требованиям размещено неправильно. Как общественное сооружение оно должно было располагаться на главной композиционной оси пл. Октябрьской революции (Майдана Незалежности). Однако по своему высотно-объемному решению здание занимает подчиненное положение относительно восьмиэтажного жилого дома, стоящего на углу улиц Городецкого и Крещатика.

Доминирует среди окружающей застройки гостиница «Украина» (бывшая «Москва») (1954—1961 гг.), находящаяся на возвышении между улицами Институтской (бывшая Октябрьской революции) и Городецкого (архитекторы А. В. Добровольский, В. А. Созанский, Б. И. Приймак, А. М. Милецкий, А. Я. Косенко; инженеры А. Н. Печенов, Л. Е. Линович). План здания решен в виде двутавра, что обеспечило вертикальную устойчивость, но усложнило логическую четкость планировки. Размеры в плане 41 х 62 м, высота 66 м; в центральной части 16 этажей, в боковых крыльях — 12. В гостинице 427 номеров на 865 мест. На втором этаже расположен ресторан на 200 мест, на 16 этаже — летнее кафе на 120 мест и видовая площадка.

Архитектурному решению здания свойственны простые, разные по силуэту объемы. Для облицовки фасадов использована светлая керамическая плитка, характерная для всей новой застройки Крещатика.

В сооружении гостиницы впервые были применены шатровые панели перекрытий одного типоразмера. Здесь же впервые в гражданском строительстве использована сборная железобетонная опалубка массивных конструкций фундаментов, состоящая из плоских плит (толщина 7см), соединенных болтами. Плиты опалубки вошли в состав конструкции фундаментов.

Площадку гостиницы со стороны ул. Городецкого ограждает подпорная стенка высотой 14 м, представляющая одно целое со встроенным в нее 3-этажным зданием общежития на 148 мест.

В ансамбль Майдана Незалежности естественно включается здание Международного центра культуры и искусств (бывшего Октябрьского Дворца культуры), сооруженное в 1952—1957 гг. на высоком холме ул. Институтской (архитекторы Н. П. Северов, А. И. Заваров, А. И. Черкасский, Г. С. Кульчицкий, инженеры В. И. Репях, П. А. Кириченко). Большой зрительный зал на 2020 мест, размещенных в партере, амфитеатре и двух ярусах балконов с удобными просторными фойе, кулуарами и другими обслуживающими помещениями, в том числе для электрооргана, синхронного перевода, усиления речи, телевизионной и других установок, пристроен к ранее существовавшему зданию института благородных девиц, построенному по проекту В. И. Беретти.
Эффектно оформлен полукруглым портиком главный вход. Он композиционно увязывается с гранитной лестницей со стороны ул. Институтской и четырехколонным портиком флигеля. В этом реконструированном флигеле размещен зал на 350 человек, оборудованный сценой, а также различными помещениями.

Ниже Международного центра культуры и искусств, на углу улиц Крещатика и Институтской в 1954—1957 гг. возведено 7-этажное здание Украинского Союза потребительских обществ — «Укоопспілка» (архитекторы В. И. Заболотный, М. И. Гречина, Н. Б. Чмутина, Я. Л. Красный, инженер Г. С. Пожарский). Ныне здесь также располагается банк «Укоопспілка». При строительстве указанного здания впервые в Киеве применены крупные стеновые кирпичные блоки и сборные железобетонные фундаменты. После реконструкции главной магистрали это здание оказалось единственным за красной линией улицы. В 1958—1959 гг. в нем была сделана пешеходная галерея высотой в два этажа, шириной 6 м, в результате чего фасадная часть сооружения удерживалась на колоннах. Боковые фасады были оформлены проемами и облицованы керамическими плитками. В 1959 г. на двух этажах этого здания оборудовали ресторан «Столичный», где одновременно могли занять места 600 посетителей. На сегодняшний день здание с выступающей часть снесено.

Архитектурный ансамбль нечетной стороны Крещатика завершает гостиница «Днепр», построенная в 1956— 1965 гг. на углу бывшей пл. Ленинского комсомола (ныне Европейской пл.) и Крещатика (архитекторы В. Д. Елизаров, Н. Б. Чмутина, Я. Л. Красный, инженеры Н. В. Кузнецов, А. Н. Печенов). Общий объем — 54,5 тыс. м3. Центральная часть здания — 12-этажная с плоской крышей-террасой. В двух нижних этажах находятся вестибюль, гостиные, ресторан на 200 мест, банкетный зал. Эта группа помещений сосредоточена в остекленном объеме, выдвинутом из плоскости фасада. С двух сторон к центральной части симметрично примыкают два 9-этажных боковых корпуса, которые как бы связывают объемную композицию гостиницы с соседними зданиями.
Расположенный на первом этаже вестибюль расчленен на три самостоятельных объема двумя декоративными вставками-панно с керамическими мозаиками. Их тематика посвящена достопримечательностям Киева и Украины: ветка цветущего каштана, силуэты исторических зданий и памятников, контуры бандуристов, комбайна.
Сложность объемно-пространственной структуры во многом определилась выбором места для гостиницы, которое едва ли можно признать удачным. Размещение здания без всякого отступа от шумной магистрали и площади ухудшает условия проживания. Участок гостиницы мал, зажат между сооружениями, что не позволило организовать удобный хозяйственный двор и выделить необходимую площадь для автостоянки.

Конструктивный каркас во многом обусловил облик гостиницы, структуру главного фасада и объемно-планировочное решение. Для внешнего вида характерен частый ритм пилястр, отражающих внутреннюю структуру здания и контрастно выделяющихся светлой керамической облицовкой на темном фоне остекления и оконных панелей. Для уменьшения монотонности фасада выдвинута вперед центральная часть здания и введены горизонтальные элементы — фризы двух первых этажей и три горизонтальных пояса.

Планировка не лишена отдельных недостатков: криволинейные участки, излишняя протяженность коридоров (около 100 м) и большое количество угловых помещений усложнили план гостиницы и ее эксплуатацию.

Центральный вход в здание расположен по оси площади и решен в виде массивных пилонов. Козырек выполнен по принципу контраста с легкой стеклянной стеной фасада.

В основе конструктивной структуры здания — полная трехпролетная каркасная схема. Сборный железобетонный каркас имеет стойки высотой в 2 этажа. Гостиница почти полностью смонтирована из сборных индустриальных конструкций. Исключение составляют лишь части корпусов, перекрытие над первым этажом и ветровые устои центра здания.

Архитектурно-планировочное решение правой стороны Крещатика значительно отличается от левой. Здесь почти полностью сохранилась довоенная застройка. Только один квартал между Майданом Незалежности и ул. Богдана Хмельницкого заняли новые 7-этажные здания административно-общественного назначения. Одним из первых таких сооружений (1952—1957 гг.) на углу Крещатика с выходом на главную площадь страны было здание, где разместился почтамт и ряд министерств (архитекторы Б. И. Приймак, В. Е. Ладный, З. Г. Хлебникова, Г. М. Слуцкий). Его фасады расчленены горизонтальным поясом на две верхние части; нижняя, 4-этажная, расположена на сером полированном цоколе и отделяется от верхних трехлучковыми арками с подоконным пояском. Три верхних этажа также спроектированы с пилястрами, завершенными карнизом с большим выносом. Частый ритм пилястр, обусловленный поворотом улицы, подчеркивает протяженность здания.
Главный вход со стороны Майдана Незалежности выделяется четырехколонным портиком, увенчанным полукруглыми арками. Над портиком расположена трехпролетная колонада, заканчивающаяся карнизом с парапетом из балясин. К недостаткам главного входа следует отнести применение полированного гранита, который скрыт колоннами портика (который в августе 1989 г. обвалился). Трагедия произошла в 16 часов 20 минут 2 августа 1989 г. Внезапно подломившаяся, первая со стороны Крещатика колонна портика, нарушила устойчивость всей конструкции и огромная махина, в считанные секунды, рухнула, не оставляя ни малейшего шанса на спасение тем, кто оказался в этот момент в том самом злополучном месте. Удар был настолько сильным, что в подземном переходе у многих прохожих, помнящих четырех бальное киевское землетрясение 1976 г., появилось на мгновение состояние невесомости соответствующее более высокому баллу. Огромная груда битого кирпича, не рассыпавшейся от удара кирпичной кладки и бетонных деталей декора достигала второго этажа здания. Не смотря на очевидную угрозу обрушения, оставшейся висеть на своей арматуре, бетонной балки, спасать пострадавших сразу же бросились все, кто находился в этот момент на площади. Всего под обломками обрушившихся конструкций оказались тела 11 погибших. Двое травмированных граждан госпитализированы.